Измаильский музыкально-драматический театр ДК им Шевченко открывает программу театрального фестиваля «Молоко», который в первых числах июля начнется в Одессе.
На этот раз измаильский театральный коллектив покажет постановку «Когда я стану маленьким» по мотивом одноименного произведения Януша Корчака, а также произведений Вадима Коростылева «Варшавский набат» и Александра Галича «Кадиш». Сюжетная линия строится на трагической странице истории варшавского гетто и биографии выдающегося польского писателя и педагога Януша Корчака. Премьера постановки состоялась неделю назад, и, конечно она очень контрастирует с теми жизнерадостными музыкальными сказками, которые режиссер Ольга Герасимова ставила последние годы. Более того, материал спектакля настолько трагичен, что далеко не все любители театра оказались готовы в него погружаться.
- Мы себя щадим, мы отмахиваемся от таких сложных тем, говорит Ольга Николаевна. - А они нужны, чтобы побуждать нас думать и помнить, что может случиться с людьми…
«Почему мы обязательно должны хохотать, ходить на голове, прыгать, веселиться, – такими словами в самом начале пьесы зрителю поясняют суть избранной темы. – Иногда люди садятся и думают: о себе, о жизни, о других людях… И тогда на ум, случается, приходят печальные истории. Самой печальное в истории, которую мы вам поведаем то, что она случилась на самом деле»…
Да, а ведь это было на самом деле, всего-то каких-то семьдесят с лишним лет назад: люди были готовы убивать других людей за принадлежность к «низшей» по их мнению расе, и что самое страшное, история повторяется люди и сегодня готовы убивать тех, кто мыслит иначе, либо молится иному богу… Как такое происходит с людьми? Эту трансформацию попытались разобрать на деталях в сценарии постановки. Не могу не отметить, что она напичкана глубочайшими по смыслу и меткими по форме цитатами. Думаю, спектакль стоит того, чтобы быть разобранным на цитаты.
Ну вот, к примеру: «Самым странным действием в современном мире мне видится война… Странным до такой степени, что оно даже превышает страх, который и так достаточно велик. Вот кто-то объявляет, что там, в соседнем вагоне пассажиры, и они плохие. Ты их не знаешь, но поверь. Иди. Разбить окно, забрать сумку, ударить зонтиком… И вот я думаю: до какого помутнения должен дойти мой рассудок, чтобы я пошел в соседний вагон и начал обижать совершенно не знакомых мне людей. И не просто обижать, а убивать. И самое страшное, что кто-то может пойти и идет. До сих пор»…
Действительно, до сих пор. Именно по этой причине и родился спектакль. По словам Ольги Герасимовой, это – главная мысль, которую хотелось донести. Что движет людьми в их выборе, когда они все-таки идут убивать? А ведь в каждом когда-то было что-то человеческое. Сложно понять, как может человек, когда-то исполнявший на фортепиано Бетховена, отправлять на смерть детей…
«Вы очень легко делаете фашистов. Вы берете нормального, здорового парня, даете ему в руки автомат, и говорите – тебе все можно, за тобою – Гестапо и Фюрер. Ты даже можешь вломиться в душу другого человека, вытереть об него ноги, сделать собственную уборную, выдать кривду за правду и кричать разные человеческие истины, которые нельзя кричать. Которыми нужно думать. А зачем думать, когда тебе все можно?»…
Для человека, который мнит себя «руками Бога», запершего свое сердце на ключ, грани добра и зла перестают существовать, и нет уже и необходимости совершать какой-то моральный выбор, - за него уже все решили и выбрали. И простые человеческие ценности теряют свою значимость перед лицом «Великой цели». И вот они уже совершенно спокойно готовы губить человеческие жизни, в том числе жизни детей. «Каждый ребенок – это только черновик человека, неудачные черновики сжигают», - так мыслит герой, отправляющий воспитанников Корчака на смерть.
Прекрасно раскрыта в спектакле и прямо противоположная линия – человечности и высочайшего благородства перед лицом смерти.
- Впервые мы взялись за эту постановку в 2014 году, - рассказывает режиссер. – Я прочла много литературы о жизни Корчака, затем была поездка в Краков, посещение лагеря смерти. Это было таким потрясением, что я поняла на тот момент, что не смогу, не одолею эту тему. Спустя время, мне попалась в руки книга «Варшавский набат», именно она и побудила меня вернуться к постановке. Я поняла, что должна сделать этот спектакль, как оду жизни, оду великому человеку, который показал пример того, как с достоинством принять испытание, сохранить благородство в несчастье.
Спектакль рассказывает о том, как в годы оккупации Корчак создает пансионат для детей из варшавского гетто, как он борется за жизнь каждого ребенка, а когда приходит страшный час расставания – детей забирают в лагерь на верную смерть, он, трижды имея возможность спастись, вместе с детьми отправляется в газовую камеру…
По словам Ольги Николаевны, - это был самый сложный и самый честный спектакль в её режиссерской карьере. Сложный не только из-за своей «тяжелой» тематики, но и потому, что в неё необходимо было погружать детей, своих юных актеров.
- Сколько раз мне хотелось его бросить, закрыть, и каждый раз меня отговаривали от этого именно они – мои актеры. – Я благодарна им за огромную самоотдачу в такой тяжелой, но честной теме. И как прав был Корчак, когда призывал нас взрослых уважению к детям, учил, что не нужно «опускаться до уровня детей, нет, нам взрослым нужно на цыпочки приподняться, чтобы общаться с ними, ведь они – личности»…
На протяжении трех месяцев, перед премьерой спектакля коллектив репетировал ежедневно. «Цветы на асфальте не растут, - улыбается Ольга Герасимова. – А потому за той постановкой, которую мы представили зрителю стоит огромный труд… В этом спектакле распустились мои прекрасные цветы, мои юные актеры»…
Пожелаем коллективу достойного выступления на театральном фестивале в Одессе! А зрителям, которые не бояться впускать в себя столь сложные темы, – прийти на очередной показ, в среду, 19 июня.