1) Церковь Святых Жен-мироносиц
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Шевченко, 9, на пересечении с ул. Энгельса
В 60 – х годах 19 века братья купцы Тульчиановы построили часовню над своим семейным склепом, которая через некоторое время превратилась в церковь Святого мученика Феодора Тирона. С 1864 года здесь велись уже церковные службы священниками измаильского Покровского собора.
Церковь была довольно маленькой, поэтому по ходатайству ее настоятеля протоирея Иосифа Глизян, Кишиневская духовная консистория приняла решение о строительстве на кладбище новой церкви. Решение это было принято не сразу, после многих отказов. Как и практически все церкви, церковь Жен – Мироносиц была возведена на пожертвования жителей Измаила по проекту епархиального архитектора Серацинского.
Строительство измаильской церкви длилось четырнадцать лет, освящение церкви произошло 5 октября 1897 года - его провел протоиерей Симеон Топалов. С приходом Советской власти, церковь, как и многие ритуальные строения, не избежала осквернения. В 1964 году здесь был организован склад. За время варварского обращения со святыней, от нее остались лишь стены, церковная утварь и колокола были безвозвратно уничтожены. Тем не менее, церковь была возвращена верующим в 1989 году, тогда же и началось ее восстановление на пожертвования горожан. Роспись восстановил художник А. Бурбела вместе со своими сыновьями. Храм был полностью отреставрирован и здесь проводятся регулярные богослужения.
2) Церковь Константина и Елены
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Папанина, 42
На месте сегодняшнего Свято – Константино – Еленинского храма в городе Измаиле ранее располагалась деревянная церковь, которая была возведена в честь равноапостольного святого князя Владимира. В последствии она сгорела, а к 1935 году был отстроен каменный храм. В те времена Измаил находился в составе Румынского королевства, поэтому храм был построен в румынских традициях по проекту архитектора Улинича. Существенный вклад внесен в его возведение епископом Измаильским Дионисием. Новая церковь, выполненная из кирпича, была построена на заем в румынском банке, пожертвования горожан и средства епископии.
Церковь Святого Константина и Елены в Измаиле была освящена в честь равноапостольных одноименных царей. После Великой Октябрьской революции эта святыня пострадала наравне с остальными. Монастырь закрылся в 1962 году, вся утварь и иконы были переданы в другие храмы на хранение. В самой же церкви обосновался музей атеизма. Были сорваны кресты с купала и алтаря, а вот с колокольни крест сорвать не удалось даже с помощью трактора. В Измаиле ходит легенда, которую подтверждают местные очевидцы, что крест удержал Ангел Господний своей десницей. Вызванный отряд пограничников также ничем не смог помочь. Говорят, что Ангел на глазах у огромного количества народа поднялся в небо со свитком, а крест так и остался на своем месте, где находится и по сей день.
Музей атеизма находился в храме на протяжении 30 лет. Открытие храма состоялось в 1992 году 9 февраля, в этот день и зазвонил колокол, который так и не удалось никому снять. В 2001 году здесь снова открылся мужской монастырь, а в 2006 году храм был полностью отреставрирован.
3) Святопокровский собор
Располагается по адресу: г. Измаил, проспект Суворова, 31
Одной из ярких достопримечательностей города Измаила является Свято – Покровский собор. Построен он на месте некогда существовавшей старой украинской Николаевской церкви в первой половине 19 века, по проекту именитого архитектора А.И. Мельникова на средства от пожертвований прихожан, а также на “пособие от казны”, выделенного графом М.С. Воронцовым. Граф был некоторое время Бессарабским наместником по указу царя Николая I.
Освящен собор в 1831 году и обладает двумя престолами: главным – во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Иконостас выполнен из икон московской живописи. Второй престол сооружен во имя святителя Николая на хорах с помощью купца Сороколетова. Настенная живопись этого собора принадлежит кисти академика П.А. Пискарева и основана на Васнецовских росписях киевского Владимирского собора.
В Измаильском Покровском соборе имеются Чудотворные иконы Пресвятой Богородицы (“Скоропослушница” и привезенная на благословение Измаила с Афона – “Избавительница”). Также здесь хранятся иконы “Святого Великомученика и целителя Пантелеймона”, “Святой Марии Магдалены” и “Божьей Матери”. Самый большой колокол собора весит 700 пудов. Все колокола выполнены из турецких орудий. Колоннада Покровского собора была полностью достроена только к 1938 году.
4) Свято-Николаевская церковь
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Матросская, 23
В давние времена на территории крепости Измаил, возникшей на месте славянского поселения Смил в 1590 году, поселились монахи. Турки лояльно отнеслись к христианской церкви и разрешили создать митрополию в Браиле. В 1639 году митрополия переезжает в Измаил и размещается на территории Измаильского Николаевского монастыря.
Точная дата основания монастырей в крепости не известна. Николаевский монастырь, построенный святогорскими монахами, по приказу турецкого султана Селима был конфискован в казну турецким пашой Мустафой Челеби. В 1499 году был выкуплен монахами. Грамота об этом событии хранится в Каракальском монастыре. Это и есть первое документальное упоминание о Николаевском монастыре.
В 1641 году монастырь получает самостоятельность в делах, дарованную ему Константинопольским патриархом. Монахи начинают восстановление монастыря и христианской церкви, построенной в конце 14 века (документ «О митрополии» /1644 г./, пункт «О церкви Святого Николая в крепости Измаил»). Интересно, что все церкви в то время были полуподземные со ступеньками вниз, так как турки не разрешали, чтобы они возвышались над турецкими постройками. Отремонтированная церковь простояла в Измаиле до 1852 года.
В 1852 году была построена из кирпича новая Свято-Николаевская церковь, сохранившаяся до наших дней. Капитальный ремонт с реставрацией фресок был произведен в 1912 году.
В советское время судьба Свято-Николаевской церкви была печальна. Здание было передано кинопрокату в 60-е гг., перестроено под склад. Уникальные росписи были уничтожены. Лишь в 90-е годы началось восстановление измаильского памятника истории. Ведутся ремонтно-восстановительные работы. Приходам будут переданы прилегающие к церкви здания.
5) Свято-Успенская церковь
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Матросская, 23
Свято-Успенская церковь тоже находится в районе Измаила под названием "Крепость". Вся ее история связана с Успенским монастырем, построенным князем Валахии воеводой Константином Бранковяну. Церковь в монастыре была основана в 1643 году (грамота Константинопольского патриарха Парфения I).
В середине 17 в. монастыри, а соответственно и обе церкви, подчинялись Константинопольскому патриарху. В 1771 г. монастырь получает самостоятельность. Но уже в 1774 году крепость Измаил опять возвращается Турции.
А 11 декабря 1790 года в монастыре произошла битва между татарами под предводительством потомка Чингисхана Максуд-Гирея и суворовскими войсками. Больше тысячи татар скрылись за стенами монастыря, но русские богатыри выломали ворота и захватили татар. И хотя во время сражения пострадала и Успенская церковь, 12 декабря в ней был отслужен благодарственный молебен. 29 декабря 1791 года был подписан Ясский мирный договор, и Бессарабия опять возвращается Турции, до 14 сентября 1809 года, когда русские войска вошли в Измаил.
Новая каменная Успенская церковь была построена и освящена в 1841 году. В конце 19 в. монастырь и церковь стали подчиняться Русскому Православному Синоду. Тогда же были построены и кельи из камня, которые сохранились до наших дней.
Румынское правительство в 1856 году закрыло оба монастыря, но после присоединения Бессарабии к России в 1878 году они были восстановлены и объединены в один Крепостной монастырь.
В 1946 году монастырь закрыли, около церкви со стороны Дуная были возведены пограничные ограждения. Церковь разрушалась временем и людьми. Она и сейчас находится в аварийном состоянии. Колокольня и перекрытия разрушены.
В 90-е гг. началось восстановление памятников истории и архитектуры в крепости, создана дирекция парка-музея «Крепость». А 25 апреля 1995 года Одесский областной Совет Народных Депутатов принял решение «О передаче Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей соответствующим парафиям Православной церкви», и они были переданы Украинской православной церкви Московского патриархата.
25 сентября 2002 года, по благословлению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, приходы Свято-Николаевской и Свято-Успенской церквей были преобразованы в Свято-Николаевский мужской монастырь. В непригодную для жизни обитель пришли отец Алипий и еще трое человек. 21 марта 2004 года Его Высокопреосвященство Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский совершил всенощное бдение в Свято-Николаевском храме с постригом в монашество троих послушников и возведением в сан архимандрита наместника обители игумена Алипия (Цушко) и вручением ему жезла наместника.
6) Церковь Рождества Богородицы (единоверческая)
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Татарбунарская, 34
Единоверие – часть в Русской Православной Церкви, учрежденная в 1800 году для тех старообрядцев, которые согласны были войти в подчинение Синоду, но не хотели оставлять древние обряды. Однако присоединение старообрядцев на добровольной основе не получилось. Сейчас единоверие в РПЦ начало возрождаться, но инициатива создания таких приходов идет снизу. Старообрядцы принимают каноны православия, а Православная Церковь позволяет им совершать богослужения по уставам старообрядческой церкви, сохранять книги, иконы старого письма и соблюдать старые обряды.
В Измаильском регионе единоверие возникло в конце 19-го века. В начале 1895 года Святейший Синод разрешил основать в Измаиле единоверческий приход. Богослужения временно совершались в крепости в Свято-Николаевской церкви. Прихожане добились разрешения построить свой храм. Строительство было закончено довольно быстро, и 2 октября 1896 года новый деревянный храм на каменном фундаменте был освящен. Но спустя пять дней церковь сгорела. Чудесным образом уцелел только деревянный крест. Следствием был установлен факт поджога. Хорошо, что храм был застрахован.
Весной 1897 года началось строительство нового храма по проекту архитектора Г. Лозинского. И 16 ноября 1897 года новый храм был освящен Преосвященным Аркадием епископом Аккерманским. При храме действовала церковно-приходская школа. Первым священником был протоиерей Елезвой.
В 1961 году храм закрыли и передали измаильской школе №5. Школьники разорили могилу отца Елезвоя, но мощи оказались нетленными. Их перезахоронили на большом городском кладбище, которое позже варварски снесли. Место захоронения сейчас не известно, а прихожане продолжают чтить память отца Елезвоя и считать его своим небесным покровителем.
40 лет измаильский храм не действовал, в нем соорудили деревянное перекрытие, разделив на 2 этажа. Все церковные святыни были разворованы. В храме проходили уроки труда и физкультуры.
В 1998 году храм возвратили православным в ведение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. С 2000 по 2007 год он ремонтировался и реставрировался.
Измаильский Храм Рождества Богородицы служит единению старообрядцев и православных, соединяя две церкви в одну. Это единственный храм, где освящается брак между православными и старообрядцами. Вот почему его еще называют единоверческим.
7) Свято-Никольская церковь (старообрядческая)
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Дзержинского, 124
Реформа, начатая патриархом Московским Никоном более 350 лет назад, стала одним из самых трагических событий в отечественной истории. Последствием ее стал раскол, не изжитый до сих пор. Возникло движение старообрядцев. Сторонники старой веры подвергались жестоким гонениям, и вынуждены были переселяться на окраины и за границы Российского государства. Многие бежали в Дунайские княжества Молдавии и Валахии, находившиеся в зависимости от Османской империи. Здесь старообрядцам удалось сохранить дониконовские церковные обряды и бытовые устои. Дунайских староверов еще называли липованами, так как, по легенде, они узнавали своих единоверцев по особым липовым иконам.
Начало создания старообрядческой общины Измаила относится к 1811 году, когда сюда переселились первые сторонники старой веры. Их численность возрастала, и старообрядцы стали ходатайствовать о строительстве каменной церкви. 22 июля 1831 года Николай I разрешил им «новую таковую каменную» построить. В 1833 году церковь в Измаиле была построена и освящена в честь святителя Николы. В 1899 году церковь реконструирована, а в 1904 был обновлен иконостас. Храм не закрывался даже в суровые годы войны и при советской власти. Продолжает действовать и сейчас в Измаиле, но требует капитального ремонта.
8) Диорама "Штурм крепости Измаил"
Располагается по адресу: г. Измаил, ул. Крепостная, 1А
Диорама “Штурм крепости Измаил” открыта она 9 мая 1973 года в турецкой мечети, которая является наиболее древним зданием в городе Измаиле, так как ее строительство датируется 16 столетием. Эта мечеть представляет собой образец классической османской средневековой архитектуры в период ее расцвета. Диорама является памятником тех великих и судьбоносных событий, которые произошли в декабре 1790 года в Измаиле.
Штурм крепости Измаил был невероятно сложен и требовал особенного таланта и мастерства от командующего состава в разработке стратегии. В результате штурма обе стороны понесли довольно большие потери. Например, известно, что из 650 офицеров, принимавших участие в штурме, 400 погибли. Штурм крепости Измаил – это великая победа российской армии и российского оружия.
Диорама представляет решающий эпизод штурма крепости Измаил, который выполнен на полотне 20 на 8 метров. Ее авторами являются художники В.М. Сибирский и Е.И. Данилевский из Московской военной студии. Диорама, так же как и музей А.В. Суворова, входит в туристические маршруты юга Украины, и является главным объектом экскурсий для туристов, посещающих Измаил из различных придунайских европейских стран.
9) Измаильский историко-краеведческий музей Придунавья
Располагается по адресу: г. Измаил, на углу улицы Котовского и проспекта Суворова
Измаильский историко-краеведческий музей Придунавья находится в особняке, ранее принадлежавшем Ф.П. Тульчианову – Городскому Голове Измаила (с 1880 – 1892 и с 1900 -1906 гг.), крупному землевладельцу конца XIX – начала XX в., Почетному Гражданину Измаила (1912 г.). Его сын Дмитрий Федорович с марта 1911 года до апреля 1917 года состоял в должности Городского Головы, был председателем городской управы и Коммунального совета.
В доме Ф.П. Тульчианова во время 1-й Мировой войны располагался штаб обороны гирл Дуная, в 1941 г. – штаб обороны Измаила. Несмотря на то, что в особняке, памятнике истории и культуры XIX в., еще не завершены ремонтно-реставрационные работы – в музее действуют несколько тематических выставок: «Смил, Синил… Измаил» созданных совместно с дирекцией мемориального парка-музея «Крепость» и архивом города Измаила.
Выставка посвящена возникновению города-крепости и пребыванию на территории ее расположения греков, римлян, турков, татар и христианского населения. На выставке «Люди, судьбы, время» впервые представлены подлинные документы, фотографии, предметы быта – свидетели событий в Придунавье конца XIX – начала XX столетий. Освещены судьбы тех, кто воевал на фронтах первой Мировой войны и работал в тылу.
Основной раздел посвящен Ф.П. Тульчианову – владельцу особняка, в котором ныне располагается музей.
В экспозиции выставки «Природы совершенство» более 100 видов насекомых и экзотическая морская фауна, в том числе:
- единственная на Земле бабочка, способная издавать звук;
- самое большое в фауне СНГ перепончатокрылое;
- уникальные насекомые, популяция которых представлена только самцами;
- крупнейший в мире двустворчатый моллюск.
На территории музея создан цветник сортовых и экзотических растений общей площадью около десяти соток, на котором ведутся наблюдения, сбор и систематизация чешуекрылых насекомых.
Новые нетрадиционные направления и формы работы музея объединены в краеведческий театр «Софокл», для которого воссоздаются методом научной реконструкции уникальные исторические костюмы Киевской Руси X – XI веков, аристократические и народные XVI – XIX вв.
В репертуаре Народного театра «Софокл» - театрализованные представления: «От Киева до Парижа», «Самовары и традиции чаепития», «Секреты старинного сундука».
В фондах музея собрано 31800 экспонатов, отражающих разные периоды истории Измаила и региона, в том числе:
- археология – 830,
- историко-бытовые -1780,
- документы и печатные издания 4150,
- нумизматика – 2200,
- фотографии – 2250.
Музей Придунавья располагает фактическими и статистическими данными по истории поселения на землях Придунавья украинцев, их жизни, становлению духовной культуры украинской нации, а также русских, бессарабских болгар, гагаузов, греков и представителей других национальностей.
10) Измаильский исторический музей А.В. Суворова
Располагается по адресу: г. Измаил, на углу ул. Пушкина, 37 и проспекта Суворова
Измаильский исторический музей А. В. Суворова был основан в послевоенное время. В 1946 году. Его открытие состоялось в ноябре 1947 года. Музей А. В. Суворова а Измаиле – один из пяти суворовских музеев действующих на постсоветском пространстве.
Музей располагается в небольшом одноэтажном особняке по улице Пушкина. Это здание – одно из самых красивых в городе, оно является памятников истории и архитектуры в конце XIX века. Первыми жильцами дома в 1899 году была семья городского головы И.И Аврамова, управляющего городом с июня 1909 по март 1911года.
Измаильский музей А. В. Суворова по богатству фондовых коллекций занимает важное место в ряду музеев Одесского региона. В настоящее время собрание музея насчитывают около 34 тысяч предметов. Особо ценные экспонаты были переданы музею ведущими музеями России и Украины.
Это – коллекции обмундирования и снаряжения русской и западноевропейских армий XVII – XX веков, поступившие из военно-исторического музея артиллерии и Государственного Мемориального музея А. В. Суворова города Санкт-Петербурга.
Государственный Эрмитаж пополнил фонды музея медалями, нумизматической коллекцией по периоду русско-турецких воин XVIII –XIX веков.
Значительную часть собрания музея составляют редкие книги о жизни и деятельности А. В. Суворова, изданные в середине XIX – начале XX веков. Они поступили из Публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина ( С.-Петербург).
Историко-бытовые предметы, скульптура были переданы музею Одесским художественным, Московским Государственным Историческим музеями и Петербургским фарфоровым заводом им. М. В. Ломоносова.
Наиболее интересная часть собрания музея связана с материалами, относящихся к периоду штурма крепости 1790 года. Это – большая коллекция холодного и огнестрельного оружия, знамена русской и турецкой армий XVIII – XIX веков, живопись, а также ядра и бомбы, найденные на территории бывшей крепости Измаил. Часть этой коллекции была передана музею жителями города и района.
Сегодня музей А. В. Суворова – это не только хранилище древностей, его сотрудники проводят и большую научно-просветительскую работу. Ежегодно в стенах музея открываются выставки широкого тематического спектра.
Проводимые музеем традиционные научные конференции – «Суворовские чтения», по материалам которых изданы три сборника, стали популярной формой работы. Сотрудники музея принимают участие и в международных конференциях по Суворовской тематике.
Музей А. В. Суворова и диорама «Штурм крепости Измаил» входят в туристические маршруты юга Украины и .Одессы, и являются основными объектами экскурсионного показа для иностранных туристов, прибывающих в Измаил из придунайских стран Европы. Музей проводит большую просветительскую работу. За годы существования его посетили около 5 млн. человек.
Научные сотрудники музея принимают участие в городских и международных музейных конференциях. Материалы конференций опубликованы в научных сборниках «Суворовские чтения». Издан буклет по диораме «Штурм крепости Измаил» и серия сувенирных открыток с репродукциями произведений искусства из собраний музея. Сегодня исторический музей А. В. Суворова – гордость не только города, но и всего Придунайского края.
Всего комментариев: 0 |
|