Педагоги Польши утверждают, Что существуют, грубо говоря, три типа матери. Чтобы узнать, к какому " сорту" относитесь вы, нужно ответить на вопросы теста. В нем предлагаются 12 разных, довольно типичных ситуаций. К каждой из них на выбор даются три возможных варианта поведения матери. Выберите один из них так, словно речь идет о вас и вашем ребенке. Отметьте свои ответы, а затем загляните в раздел " решение" . Надеюсь что отвечая на вопросы, вы сможете разобраться в своих ошибках, достоинствах и недостатках.
1. Семилетняя мила с плачем возвращается со двора и жалуется, что подралась со своими ровесниками, которые ей надоели:
а) идете с дочерью во двор, что бы рассудить, кто прав, и накричать на виновных;
б) советуете ей самой вернуться во двор и попробовать помириться с детьми;
в) велите ей остаться дома и поиграть одной.
2. Трехмесячный Петя лежит в кроватке и плачет, несмотря на то, что он накормлен, сухой и не болен:
а) успокаиваете его, даете ему соску;
б) берете ребенка на руки, ласково разговаривая с ним;
в) ждете когда он накричится и устанет;
3. Одиннадцатилетний Саша украдкой взял рубль из кошелька матери и потратил его с друзьями:
а) проведете с ним серьезную беседу, одновременно увеличиваете ему карманные расходы;
б) в серьезной, но спокойной беседе с Сашей решаете, что взятые деньги он возвратит по частям из своих карманных расходов - чужие деньги надо возвращать. Но иного наказания за этим не последует.
в) Саше достанется приличный нагоняй, а вдобавок он в ближайшее время не будет получать денег на карманные расходы.
4. Пятнадцатилетняя Надя была на дне рождения у подруги и возвратилась на час позже, чем ей позволено:
а) вы изнервничались так сильно, что ближайшие две недели не позволите Наде никуда ходить - ни к подругам, ни на прогулку, ни в кино;
б) обсуждаете с Надей случившееся, принимая во внимание ее аргументы; устанавливаете для нее новое, более позднее время обязательного возвращения домой при условии, что опоздание больше не повторится;
в) считаете, что опоздание на час не проблема, ведь Надя уже подросток, а не маленький ребенок.
5. Шестилетний Витя испортил куклу своей младшей сестры - плач, крики, скандал:
а) Витя должен извинится перед сестрой и отдать ей одну из своих собственных игрушек;
б) попробуете вместе с ним починить игрушку:
в) в наказание забираете его любимую игрушку.
6. Двенадцатилетняя Вера получила в последнее время много двоек и скрыла их от матери. Вскоре это выяснилось. Вера плачет и отчаивается:
а) сердитесь на дочь не только из-за двоек, но и из-за того, что она их утаила. Решаете, что вечером она никуда не выйдет из дома и будет сидеть над уроками;
б) успокаиваете ее, решаете поговорить с учителями, чтобы узнать, откуда вытекают школьные трудности и как надо помочь ребенку;
в) сурово разговариваете с Верой, грозя, что если она и дальше плохо будет учится, то не попадет в институт, о котором мечтает.
7. Девятимесячная Анна с восторгом и энтузиазмом бросает из кроватки свои игрушки, а когда все они уже выброшены, начинает лакать:
а) берет Аню на руки и играет с ней;
б) собирает игрушки и снова кладет их в кроватку;
в) спокойно переноси ее крики, считая, что когда она устанет, то сама замолчит.
8. В 10 вечера семилетний Паша в третий раз встает с кровати и входит в комнату к родителям, жалуясь что не может заснуть:
а) отсылаете его обратно, обещав на завтра мороженое, если он сразу заснет;
б) решительно отправляете его в кровать, обещая, однако, что в субботу он сможет подольше посидеть со взрослыми;
в) отправляете его в кровать, предупреждая, что если он не заснет, то будет наказан.
9. Семилетний Костя капризничает во время обеда - не хочет есть то, что ему не нравится, хотя раньше это любил:
а) готовите ему взамен что - нибудь другое;
б) позволяете ему встать из-за стола с условием, что на ужин ему достанется то же самое;
в) сурово предупреждаете, что не терпите капризов и что Костя не встанет из-за стола, пока тарелка не будет пустая.
10.Шестилетняя Наташа едет с мамой в автобусе, ведя себя очень невежливо, а при замечании, сделанном ей матерью, ожесточается и кричит на нее:
а) не реагируете на крик Наташи: ведь она ребенок;
б) сдержанно, но решительно успокаиваете ее;
в) даете ей шлепка, предупреждая, что дома еще накажете.
11. Семнадцатилетняя Лариса просила разрешения пойти к подружке. Случайно выяснилось, что вместо этого она с подругой и знакомыми ребятами пошла на дискотеку:
а) категорически запрещаете встречаться дочери с этой подругой;
б) говорите дочери, что она обманула вас, и этим потеряла доверие; просите, чтобы она обьяснила, для чего солгала;
в) считаете, что Лариса уже достаточно взрослая девочка, чтобы разбираться во многом самой.
12. Уже в третий раз мать ловит тринадцатилетнего Мишу на том, что он не учит уроки, а только делает вид, читая спрятанную в тетрадках интересную книжку:
а) делаете за Мишу задания по математике, что бы не "схватил" в школе двойку, но в наказание он целую неделю не будет смотреть телевизор;
б) разговариваете с Мишей, чтобы узнать, почему он не делает уроки: может быть не сумел с ними справиться - нужно помочь.
в) без слов забираете книжку и выходите их комнаты.
РЕШЕНИЕ
Вы уже подсчитали свои ответы? Сколько у вас "а", сколько "б" и "в"?
Если больше "а", вы принадлежите к группе матерей, у которых основной ошибкой является отсутствие доверия к собственному ребенку, Вы часто вмешиваетесь в его дела.Мечетесь между чрезмерной снисходительностью и чрезмерной суровостью. Стараетесь устранить на пути ребенка все преграды. Постоянно все решаете за него, вечно боитесь, что он может сделать что нибудь плохое, накликать на себя беду. Обращаетесь с ним как с невольником, причем привилегированного плана-балуете, но держите в клетке. Требуете что бы ребенок верил вам безгранично, но сами не очень доверяете ему. Любя, часто не понимаете ребенка и его настоящих потребностей.
Если больше "б" вы относитесь к типу матерей рассудительных и понимающих своего ребенка. представляете ему ровно столько свободы, сколько положено в его возрасте. Понимаете, что ребенок должен сам приобретать жизненный опыт, даже если этот опыт огорчителен, что он должен возможно раньше научится отвечать за себя и за свои поступки. Не тираните ребенка, но окружаете его, однако, бдительно, хотя и сдержанной опекой, стараетесь прежде всего понять его в любой ситуации и в любом возрасте.
Если больше "в" , являетесь "удобной" для ребенка матерью. Это значит, что охотнее вы применяете те методы воспитания, которые не требуют от вас особых усилий и понимания интересов ребенка и его психики. Вы склонны столкнуть с себя ответственность за ребенка, дать ему свободу, может быть, даже чрезмерную, только что бы не обременять себя лишними заботами. Свято верите, что наилучший способ воспитания - это наказание; считаете, что хорошо иногда припугнуть ребенка. Не стараетесь его понять, потому что не считаете, что для процесса воспитания это необходимо.